Оглавление:
I.Введение………………………………………………………………....2
* Характеристика стиля модерн …………………………………….4
* Историческая справка …………..………….……......................….7
II. Модерн в Бельгии: характерные особенности, отличительные черты и имена………………………………………………………………......…...8
* Признаки бельгийского модерна……………............................…..8
* Символические и стилистические черты, влияние поэзии символистов:Меттерлинк, Малларме, Верхард........................…...8
* Октав Маус "Группа двадцати"….…………………....................…9
III.Родоначальники стиля……………………………………...................11
* Виктор Орта: дом Тасселя, отель Сольвей, соединение эстетических принципов и функциональных задач………....................................11
* Анри ван де Вельде: здание Музея Кроллер-Мюллер,особняк «Блуменверф, от орнаментальности к рационализму.....................13
* Филипп Вольферс и ювелирное искусство………………………..15
IV.Заключение…………………………………………………………..….16
V.Список литературы………………………………………….....………..18
I.Введение:
В любом искусстве - и в том числе в архитектуре и дизайне - каждая эпоха оставляет свой неизгладимый отпечаток, который может многое поведать об уровне культуры и жизненном укладе общества данной эпохи. Сложенные вместе и обобщенные, признаки типичные для определенного времени и места и составляют стиль.
В своей работе я поставила такие задачи как: изучение развития стиля модерн в Бельгии, выявление главных родоначальников стиля и их заслуги. Для раскрытия темы я в основном обращалась к таким авторам как: Горюнов В. С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна», (концепции, направления, мастера), Сарабьянов Д. В. «Стиль модерн», Уоткин Дэвид «История западноевропейской архитектуры». Они в полной мере раскрывают развитие стиля модерн, его главные черты и особенности.
Первые признаки нового стиля в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве появились в конце 80-х годов ХIХ века.
Модерн начинался с графики и прикладного искусства, заявляя о себе "импульсивными, нервными" линиями, украшавшими книжные, журнальные обложки, броскими пятнами афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды. Модерн проник во все сферы жизни. Архитектура модерна свидетельствует о новизне, непохожести на известные в прошлом стили. Своеобразие архитектуры модерна в отрицании влияния ордерной системы, в виртуозном владении различными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров. Архитектура модерна отразила не только декоративно-пластические искания эпохи, но и изменения, которые были связаны с успехами строительной техники, распространением новых строительных материалов.
Новаторами в области модерна выступили бельгийские архитекторы Виктор Орта и Анри ван де Вельде, испанский архитектор Антонио Гауди, шотландский архитектор и художник Чарльз Ренни Макинтош, русские архитекторы Федор Лидваль и Федор Шехтель и др.
На возникновение «нового искусства» повлиял Романтизм в формах национально-романтического движения, начавшегося в Европе, после наполеоновских войн, и символизм, оформившийся в отдельное течение западноевропейского искусства в 1870-1880-х гг. Однако национальный романтизм ранее, в 1830-1880-х гг., способствовал формированию идеологии историзма и эклектики, а символизм присущ искусству, в особенности архитектуре, на всех этапах развития. Поэтому подлинной основой «нового стиля» следует считать не идеологию рубежа веков, а смену принципов формообразования, имеющую более глубокие внутренние причины.
Несомненно то, что предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта человечества, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма сопровождалась и, в известной мере, была порождена явлениями упадка, кризиса сложившейся к этому времени системы научных, эстетических и этических ценностей». В этих словах отражен созидательный пафос того времени. Однако, несомненно и другое - именно это искусство создало предпосылки, обусловившие радикальные изменения в мировой художественной культуре ХХ столетия.
В период модерна происходило стремительное переосмысление старых и открытие новых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства, "художники модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.».
Уже с начала 19 века в строительстве начали активно использоваться металлы — чугун, затем железо; во второй половине столетия был осуществлен переход к стали, позже начал применяться железобетон. С каждым десятилетием роль новых строительных материалов все более возрастала, однако в течение долгого времени они рассматривались как вспомогательные и скрывались под каменными оболочками или же приобретали старые, не свойственные им, декоративные формы. Интерес к использованию новых материалов, чугунных и железных конструкций проявляется раньше всего в строительстве мостов и утилитарных промышленных и складских сооружений. (Заметим, что применение чугуна в строительных целях в больших масштабах стало возможным после изобретения доменных печей.)Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843—1850 годах французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал библиотеки св. Женевьевы в Париже.
V.Список литературы:
* «Большая российская энциклопедия» № -3, Москва науч. Издат. 2005 год.
* «Всеобщая история архитектуры» (10 том) изд. Лит. по строительству, 1972 год.
* ГорюновВ.С. , М.П. Тубли «Архитектура Эпохи модерна» Концепции, направления, мастера. Изд.-2, С.-петербург, Стройиздат 1994г.
* Горюнов В., Тубли М. "Архитектура эпохи модерна". СПб. Стройиздат, (1992г.)
* Петкова С.М. 2Справочник по мировой культуре и искусству", Изд. 4-е. Ростов на Дону: Феникс, (2007г).
* Покровская Н.В. "История зарубежной культуры и искусства 18-19 веков", КГХИ, 2008г.
* Сарабьянов Д. В. "Стиль Модерн", изд. Москва "Искусство" ,(1989г.)
* Уильям Харди "Ар Нуво" , (путиводитель по стилю) ,изд. Москва-"Радуга" (1998г.)
* Уоткин Дэвид "История западноевропейской архитектуры" ,(2001г.)
http://www.rondom1900.nl/BELGIE
http://biopeoples.ru/architectors
http://bibliotekar.ru
http://ru.wikipedia.ru
http://skulmetie.ru