Введение
В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социальной активности личности в межнациональном общении, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социально-профессиональных функций и ролей, что обеспечивает освоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, в труде, образе жизни.
В связи с этим воспитание социально-профессиональной активности молодежи приобретает исключительно важное значение в деятельности образования.
Особую значимость в формировании социально-профессиональной активности личности приобретает воспитательная работа, направленная на организацию культурно-досуговой деятельности. Досуг – совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально значимые потребности.
Актуальность исследования. В современных условиях полученное человеком образование активно воздействует на экономику, на социальную и нравственную стороны жизни членов общества. Кроме того, требования обусловлены возрастными особенностями молодых людей и особенностями этапа обучения.
Именно во время профессионального обучения человек в целом завершает выработку своей жизненной позиции, то есть определяет отношение к миру и собственной жизни в этом мире, переходит к осознанному саморазвитию и самовоспитанию. Исходя из этого, перед обучением стоят сложные задачи формирования не только профессиональных знаний и умений выпускников, их профессиональной направленности, но и формирования, развития социально-значимых качеств личности. Необходимо определить эффективные способы, методы и формы работы со студентами, позволяющие решать поставленные задачи.
В наше время стали реальностью информационная открытость государства, причастность России к процессам глобализации в Европе и во всем мире, расширение мобильности, развитие информационных технологий, обеспечивающих связь с самыми удаленными объектами. Студенчество оказывается в ситуации взаимодействия с партнерами из многих стран и регионов, представителями многих национальностей. Это приводит к тому, что студентам, а затем и выпускникам вузов приходится взаимодействовать с разными культурами, в соответствии с которыми люди ориентируются на принятые системы ценностей, руководствуются зачастую взаимоисключающими принципами, правилами, стереотипами. Положительным результатом глобализации стала возможность общения с представителями разных стран, что породило научный и практический интерес к межнациональному общению.
На этапе обучения у студентов может возникнуть реальная возможность включения в межнациональное общение, которое позволяет не только формировать положительный опыт взаимодействия с людьми других культур и национальностей, но и влияет на формирование социально-значимых качеств личности, то есть опыт будет получен и в дальнейшем будет использоваться.
Для России, как страны многонациональной, уважение к представителям различных этносов, религий и культур является непременным условием выживания и развития. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию людей, совсем еще недавно не имевших представления об особенностях традиций, культуры, бытового поведения своих новых соседей. Взаимодействие людей разных национальностей не всегда проходит бесконфликтно, им не хватает терпимости, понимания по отношению к национальным проявлениям. Материалы исследования, проведенного в России, показывают, что у 60% опрошенных чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей.
Формирование гражданского общества в России возможно только при усвоении фундаментальных гуманистических ценностей. Для этого необходимо не только и не столько знание иностранного языка, но и усвоение также норм и правил иноязычной культуры, всего комплекса форм поведения, психологии своих партнеров по общению, наконец, требуется знание процесса общения, чтобы прогнозировать возможности неверного понимания людей других национальностей.
Вузы не всегда имеют реальную возможность решать проблемы, связанные с взаимодействием студентов разных национальностей и культур, но они могут сотрудничать в этом вопросе, используя потенциал общественных институтов, в том числе молодёжных общественных объединений. Кроме того, вузы не используют в полной мере возможности реально возникающей межкультурной коммуникации для формирования социально-значимых качеств студентов.
Государственные и общественные структуры практически не владеют эффективной практикой формирования у студентов навыков поведения в сложных ситуациях, возникающих при их общении с представителями других культур, и социально-значимых качеств, необходимых для культурной и коммуникативной компетенции и оптимального межкультурного общения. Проблемы, связанные с формированием социально-значимых качеств личности, рассматривались и рассматриваются психологами, педагогами, социологами, философами. Однако до сих пор нет четкого представления о том, какие качества личности следует считать социально-значимыми, на каких возрастных этапах они формируются наиболее эффективно, какие педагогические условия необходимо для этого создавать. Особую актуальность эти вопросы приобретают в условиях глобализации общества, расширения сферы межнациональной коммуникации.
Социально-профессиональная активность личности изучается на разных уровнях. Разрабатываются ее: методологический аспект (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Ануфриев, Г.С. Арефьева, Т.П. Богданова, А.П. Петров и др.); социальный аспект (А.С. Капто, Т.С. Лапина и др.); психологический аспект (Б.Ф. Ломов, В.Г. Маралов и др.); педагогический аспект (А.Н. Ломов, Т.Н. Мальковская, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников и др.).[52]
Всё вышесказанное позволяет нам констатировать наличие комплекса противоречий, требующего разрешения:
- между активизацией процессов диалога и взаимопонимания культур, открытия культурных границ, расширения культурного обмена и растущим неприятием происходящих культурных изменений, проявляющимся в различных формах запретов и ограничений;
- между наличием теоретических и практических разработок в области обучения и воспитания студентов и отсутствием комплексных исследований по проблеме использования потенциалов межкультурной коммуникации в высших учебных заведениях и общественных организациях для формирования социально-значимых качеств;
- между потребностью общества в специалисте, обладающем социально-значимыми качествами, позволяющими ему эффективно взаимодействовать с людьми разных национальностей и культур и недостаточным вниманием к решению задач, связанных с формированием данных качеств в процессе профессионального воспитания;
- между наличием практического опыта использования межкультурной коммуникации в высших учебных заведениях и общественных организациях и необходимостью аналитической обработки и научно-методического обобщения его результатов.
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия формирования социально-значимых качеств личности в процессе межнационального общения.
Изменения целесообразны лишь в том случае, если люди, на которых они могут больше всего повлиять, участвуют в разработке, осуществлении и оценке этих изменений. Исходя из этого, разработана и реализована эффективная модель формирования социально-значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации с использованием форм социальной практики в высших учебных заведениях и деятельности общественных организаций, которая обладает следующими характеристиками:
- сочетает в себе формы государственной организации и поддержки, формы самодеятельные, инициативно-общественные, благотворительные;
- является одновременно целостной и в то же время многоплановой, многовариантной, отвечающей запросам, условиям того или иного региона страны;
- отражает разнообразный опыт воспитания, накопленный учеными, педагогами, воспитателями-практиками.
Предмет исследования - условия формирования социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации.
Гипотеза исследования - формирование социально-значимых качеств личности в процессе межнационального общения будет осуществляться более эффективно, если:
- реализовать взаимодействие государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств личности;
- создать целостную систему межкультурной коммуникации в деятельности;
- обеспечить включенность в реальную систему межкультурных социальных связей в рамках общественных организаций.
Для реализации поставленной цели и доказательства гипотезы, для разрешения выявленных противоречий были сформулированы следующие задачи исследования:
- определить совокупность социально-значимых качеств личности, которые формируются в процессе межкультурной коммуникации;
- раскрыть сущность процесса формирования социально-значимых качеств личности в межнациональном общении в условиях реформируемой России;
- определить возможность взаимодействия государственных и общественных институтов в формировании социально-значимых качеств личности в процессе межкультурной коммуникации;
- охарактеризовать формы и методы подготовки к формированию социально-значимых качеств личности в межкультурной коммуникации.
Решение поставленных задач осуществлялось в процессе использования различных методов исследования: понятийного моделирования, теоретического и интерпреативного анализа, анализа собственного опыта, включенного наблюдения, анкетирования, интервьюирования, тестирования, бесед, метода экспертных оценок, опытно-экспериментальной работы. Педагогические, психологические и статистические методы применялись в определенной системе, построенной в соответствии с целями, задачами и предметом исследования.
Список источников
[1] Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 2001.
[2] Абсалямова А.Г. Методика определения коэффициента межнациональной толерантности (TQ) субъектов взаимоотношений на примере студенческой молодежи. Развитие и профессиональное становление личности в процессе межнационального общения. Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2005.
[3] Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этническое взаимодействие людей в современной России: социально-философский анализ. Ставрополь, 1997.
[4] Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность личности: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. - М., 1984.
[5] Асипова Н.А. Общение в многонациональной среде // Советская педагогика.1991-№12.
[6] Бахтин М.М. К методологии гуманистических наук. М. : Искусство, 1986.
[7] Бердяев Н.А. Судьба России. - М, 2009.
[8] Бондаренко Е.А. Национальные отношения // Социс. 1999.
[9] Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев О.А. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения. - М.: Мысль, 2006.
[10] Вишнякова СМ. Педагогическое образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999.
[11] Воспитание культуры межнационального общения: Методические рекомендации (Составители В.И. Буренко, Н.Е. Иванюшкин и другие). - М., 2009.
[12] Воспитание межнационального взаимодействия у школьников. - М., 1988.
[13] Волков Г.Н. Этнопедагогика. М. : Академия, 1999.
[14] Волков Ю.Г. Социология, 2004.
[15] Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.
[16] Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997.
[17] Гасанов Н.Н. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном обществе. // Педагогика. 1994. № 5.
[18] Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. -М., 1998.
[19] Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. - М., 1999.
[20] Государственная программа «Межнациональное воспитание граждан Российской Федерации на 2010 - 2015 годы» // ОБЖ. - 2005. - № 12.
[21] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2011.
[22] Джунусов М.С. Культура межнационального общения. - Белгород, 2002.
[23] Дудченко В.С. Онтосинтез межкультурного конфликта (к методологии исследования) // Социс. 1996. № 10. С. 53–58.
[24] Закон РФ «Об образовании» - М., 1995.
[25] Закон об образовании / Приказ Министерства образования и науки РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. (в ред. от 18.07.2011 г.). URL: http://www.zakonprost.ru/ob-obrazovanii/
[26] Заслуженюк B.C. Воспитание личности в идеях и традициях дружбы народов СССР. -Киев, 1983.
[27] Иванова СЮ. Принципы толерантности личности в образовательном процессе. М., 2003.
[28] Ильин В.С. Формирование личности (целостный процесс). - М.: Педагогика, 2004.
[29] Исаев А.Р. Формирование культуры межнационального общения - М, 2000.
[30] Исаев М.И. Словарь этнолингвистических понятий и терминов - М., 2001.
[31] Коган Л.Н. Культура межнационального общения. Интернациональное и национальное в социально-этическом образе жизни личности. - Фрунзе, 2003.
[32] Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике. М. ; Ростов-н/Д : МарТ, 2005.
[33] Кон И.С. К проблеме национального характера // История и
психология. М., 1971.
[34] Криминогенные процессы в современном российском обществе: причины, динамика, перспективы / под общ. ред. проф. М.Ю. Попова. 2-еизд. Краснодар, 2010.
[35] Крисберг Л. Миро-созидание, миро-сохранение и разрешение межкультурных конфликтов // Социс. 1990. № 11. С. 27–28.
[36] Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1974.
[37] Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 1999.
[38] Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную активность личности. М., 1995.
[39] Мубинова З.Ф. Проблема этнонационального воспитания в мировой и отечественной педагогике: теория и практика. Уфа : Изд-во БГПУ, 2010.
[40] Новиков А.М. Развитие отечественного образования: Полемические размышления.
М. : Эгвес, 2005.
[41] Педагогические технологии / под ред. В.С. Кукушина. М. ; ИЦ МарТ, 2004
[42] Почебут Л.Г. Социальная психология толпы. СПб. : Речь, 2004.
[43] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование, 1998
[44] Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб. : Изд-во
Михайлова В.А., 1999.
[45] Троицкий Е.С. О русской идее. Очерк теории возрождения нации. М. : Русская речь,
1994.
[46] Умаханов М. Межэтническое общение как объект этнополитических исследований // Социология власти. – 2009. №2. – 0,4 п.л.
[47] Умаханов М. Культура межнационального общения как фактор сотрудничества и гражданской солидарности народов Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. М.: Изд-во РАГС., 2007. – 1,0 п.л.
[48] Фундаментальное ядро содержания общего образования личности/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.
[49] Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
[50] ШаленкоВ.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М., 1992.
[51] Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. – М., 1997.
[52] Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. – М., 2000.
[53] Материалы Центра межнационального образования «Этносфера» www.etnosfera.ru
[54] nakhodka.wl.dvgu.ru/forum/section3/3-30.htm (Федотова И.А. «Формирование межкультурной толерантности …»)
[55] borytko.nm.ru/papers/subject6_1/slomova.htm (Сломова О.И. «Внедрение опыта педагогии межнационального общения в практику формирования толерантности»)
[56] http://rspu.edu.ru/conference/summary/soukh.htm