СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Теоретическое изучение школьной мотивации подростков 10-11 лет в психолого-педагогических исследованиях
1.1 понятие «мотивация» в психологии……………………………………… 6
1.2 особенности развития школьников в подростковом возрасте…………..12
1.3 особенности школьной мотивации в подростковом возрасте …………..16
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование школьной мотивации подростков 10-11 лет
2.1 организация и проведение исследования………………………………… 20
2.2 анализ полученных данных……………………………………………….. 22
2.3 рекомендации по формированию школьной мотивации подростков … 27
Заключение………………………………………………………………………... 29
Литературный список…………………………………………………………….. 31
Приложение……………………………………………………………………….. 32
ВВЕДЕНИЕ
Формирование мотивации учения в школьном возрасте – это одна из центральных проблем современной школы. Её актуальность заключается в развитии у детей школьного возраста разных учебных мотивов: познавательных, социальных. Главная задача современной школы –это формирование у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, нравственное, трудовое воспитание школьников, формирование у них активной жизненной позиции. Развитие мотивационной учебной сферы у школьников способствует повышению качества обучения и воспитания.
Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. В процессе учебной деятельности ученик не только усваивает учебные задачи и цели, но и развивается как личность. Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом характеристик: общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, интересы, эмоции.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Её значимость для разработки современной психологии связана с анализом источником активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Сложность и многоаспективность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию её сущности, природы, структуры, а также к методам её изучения. Изучением данной проблемы занимались: Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Асеев, Л.И. Божович, К.Левин, А.Н.Леонтьев, А. Маслоу, З.Фрейд, П.М.Якобсон и др. Изучение мотивации продолжается и современной психологией.
При формировании мотивации учения у школьников педагог должен знать их возрастные особенности. Раскрытие учителем резервов возрастного развития мотивации поможет найти индивидуальный подход к учащимся.
Актуальность этой проблемы определила тему моей курсовой работы «Изучение школьной мотивации подростков 10-11лет».
Цель работы: изучить школьную мотивацию подростков 10-11 лет.
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему школьной мотивации подростков
2. Подобрать методики для исследования школьной мотивации подростков
3. Экспериментально изучить особенности школьной мотивации подростов
4. Разработать психолого-педагогические рекомендации учителям, для того чтобы сформировать школьную мотивацию у учащихся.
Объект исследования: школьная мотивация подростков.
Предмет исследования: особенности развития школьной мотивации у подростков 10-11 лет.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитие школьной мотивации у подростков находится на высоком или среднем уровне.
В работе используются следующие методы исследования:
* Теоретический (изучение психологической литературы)
* Эмпирический (экспериментальное исследование школьной мотивации подростков)
Структура курсовой работы:
Курсовая работы состоит из вводной части, в которой рассматривается проблема исследования, двух глав: первая – теоретическая, вторая – экспериментальная и завершает работу заключительная часть, в которой делается вывод по проведённой работе. Работа дополняется приложениями.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СПИСОК
1. Асеев В.Г.Проблема мотивации и личность. М.,1974 [3]
2. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. 1995, с. 53 [1]
3.Зимняя И.А.Педагогическая психология. М.,1999, с. 224 [5]
4. Крутецкий В.А. Н.С.Лукин. Психология подростка. М.,1959г, с.9-13, с.17 [10]
5.Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения .т.1. М.,1983, с. 243 [2]
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975 [6]
7. Маклаков А.Г.Общая психология . П.,2008 [4]
8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.,1990 [7]
9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983, с.16 [9]
10. Маркова А.К. Психология обучения подростка,1975 г [13]
11. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология.1984 г. [14]
12. Немов Р.С.Психология 2 том. М.,1994, с.181-190 [11]
13. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина.1971 г, с132-134 [12]
14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, 1979 г. с.97. [8]
15. Методика определения школьной мотивации младших подростков.
http://lib.podelise.ru/docs/1214/index-1057-3.html?page=2 по Гинзбургу М.Р.
16.forpsy.ru/methodology/pedagogicheskaya_deyatelnost/izuchenie_motivatsii_ucheniya_shkolnika/ по Матюхиной М.В.