Введение
Творчество А.Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.
Конец пятидесятых годов прошлого века – переломный момент в судьбе России. Еще живо крепостное право, но это уже агония. Уже зародились разночинцы; уже проник на Русь гуманизм. Но уже набрали силу “новые люди старого времени” – купцы старой закалки. Уже власть в руках этих купцов, но ветер грядущих перемен грозит вырвать эту власть из грязных рук. И дует этот ветер не со сторон эксплуатируемых. Этот ветер рожден в самом логове купечества. Этот ветер – идеалы их детей.
Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году. "Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.
Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.
Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. Н.А. Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный, цельный русский характер... сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны... Вот истинная сила характера!”.
Определим, что целью данного реферата является изучение биографии А.Н. Островского, великого русского драматурга и писателя, а также рассмотрим образ Катерины в пьесе «Гроза».
Читая произведения Островского, мы невольно попадаем в ту атмосферу, которая царит в данном обществе, и становимся непосредственными участниками тех событий, которые происходят на сцене. Мы сливаемся с толпой и как бы со стороны наблюдаем за жизнью героев.
Островский, используя различные художественные средства, показал нам типичный провинциальный город с его обычаями и нравами, город, где царит произвол, насилие, полное невежество, где подавляется любое проявление к свободе, свободе духа.
Список литературы
1. А.Н. Островский: художник и мыслитель.[Cборник статей]/ Отв. ред. К. Ломунов.- М.: Худож. лит., 1972.- 687 с.
2. Белик А.В. Художественные образы А.Н.Островского. Эстетические очерки. - М.: Наука, 1974. – 224 с.
3. Гроссман Л. А.Н. Островский.- М.: Молодая гвардия, 1965.- 605 с.
4. Гус М. Идеи и образы А.Н. Островского.- М.: Худож. лит., 1971.- 592 с.
5. Латынина А. Мир А.Н. Островского // Юность, 1971, №11, с. 77-81.
6. Переверзев В. Творчество А.Н. Островского.- М.: Книга, 1990, с. 278-294.