От авторов
Государственный образовательный стандарт высшего специального образования по специальности «Филология» предусматривает защиту выпускной квалификационной (дипломной) работы в качестве итоговой государственной аттестации. Основные требования к дипломной работе определены в Стандарте следующим образом: «Выпускная квалификационная (дипломная) работа филолога представляет собой законченное самостоятельное исследование, в котором решается конкретная задача, актуальная для филологии. Объем работы — 50-70 машинописных страниц. В выпускной работе студент должен показать умение анализировать научную литературу по проблеме исследования, фактический языковой или литературный материал, делать необходимые обобщения и выводы; знание основных филологических методов исследования и навыки их применения, владение научным стилем речи».
Чтобы соответствовать названным требованиям, студент должен научиться:
* отбирать и организовывать необходимый эмпирический материал;
* полно, корректно и глубоко анализировать его, используя современные методы исследования;
* творчески осмыслять литературу по проблеме, вписывая собственную работу в сложившийся научный контекст;
* убедительно, логично, грамотно излагать результаты проведенного исследования.
Предлагаемое пособие призвано помочь выпускнику в овладении этими навыками. В пособии содержится характеристика основных этапов работы над дипломным сочинением от выбора темы до защиты в государственной аттестационной комиссии. Во всех разделах приводятся примеры: предлагаются возможные формулировки целей и задач исследования, даются образцы карточек, рассматриваются возможные варианты рубрикации и т.п. В шестом разделе представлены примеры библиографического описания, соответствующие последнему ГОСТу.
Завершают пособие три приложения. В Приложении 1 приведен список тем дипломных работ, которые были защищены на факультете в течение последних десяти лет. Приложение 2 предлагает устойчивые речевые формулы, характерные для научного стиля. В Приложении 3 дан образец оформления титульного листа. В «Списке рекомендуемой литературы» дан перечень некоторых трудов, освещающих методику анализа художественного произведения
1. Структура дипломного исследования
Структура любого научного произведения определяется логикой мысли.
Логическая схема научного исследования
* выбор темы исследования;
* обоснование его актуальности;
* выявление предмета (объекта) исследования;
* выбор метода (методики) анализа;
* описание процесса исследования;
* обсуждение результатов;
* формулирование выводов.
Данная логическая схема, естественно, варьируется в зависимости от области науки, жанра, в какой-то степени от индивидуального стиля автора, что в свою очередь определяет и композицию, и рубрикацию научного исследования.
Основные термины, характеризующие дипломное сочинение.
Тема – предмет исследования; то, что служит содержанием мысли; то, на что направлена исследовательская или творческая деятельность.
1. Общеязыковая фразеология как выразительное средство современной поэзии (на материале творчества NN).
2. Словообразовательные модели пространства и их смысловые модификации.
3. Ирония в русской романтической новелле первой трети XIX века (на материале произведений А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Н.А.Полевого).
4. Стилизация в новеллах В.Брюсова.
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.
Актуальность – значимость предпринимаемого исследования для создания целостного представления о том или ином явлении, уточнения спорных теоретических вопросов, осмысления тех или иных теоретических феноменов и т.д. Актуальность работы может быть обусловлена также необходимостью введения в научный оборот нового фактического материала.
Предмет исследования – это эмпирический или абстрактный объект, описанный ранее или еще не известный науке. (Так, в первой из приведенных тем предметом является фразеология как совокупность фразеологических единиц данного языка в аспекте ее экспрессивно-стилистического потенциала, во второй - словообразовательные типы, в рамках которых создаются производные слова с пространственной семантикой; предметом третьей темы будет ирония как вид комического, способы её создания и функции в новеллах А.Погорельского, В.Ф.Одоевского, Н.А.Полевого; предмет исследования четвертой темы – стилизация как особый тип авторской речи в малой прозе В.Я.Брюсова).
Материал исследования. В лингвистической работе это любые языковые единицы, ставшие предметом исследования; в литературоведческой работе – любые анализируемые тексты.
Источники – то, откуда извлекается анализируемый материал. В лингвистическом исследовании:
* словари;
* любые тексты;
* фрагменты разговорной речи;
* фрагменты диалекта, жаргона, просторечия (если обращение к ним обусловлено темой или необходимо для сравнения).
В литературоведческом исследовании:
* тексты произведений конкретного автора / авторов (первичные источники);
* критическая литература о творчестве данного автора / авторов (вторичные источники).
Цель – «предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия»[1].
Цель, как правило, задается формулировкой темы. Так, первая тема предполагает выявление особенностей использования фразеологических единиц в творчестве того или иного поэта; это и следует отразить, определяя цель исследования:
Выявить способы использования фразеологизмов в творчестве NN; определить роль формально-смысловых преобразований фразеологических единиц в усилении выразительности текста.
Для того чтобы цель была достигнута, в дипломном исследовании выдвигаются частные задачи – своего рода вехи на пути к цели. Применительно к первой теме можно сформулировать следующие задачи:
* выявить особенности использования фразеологизмов как готовых экспрессивно-стилистических единиц;
* охарактеризовать приемы обновления фразеологических единиц в художественном тексте;
* построить типологию трансформаций;
* теоретически осмыслить феномены трансформации и варьирования фразеологизмов;
* определить вид формально-семантических преобразований фразеологических единиц в наибольшей степени усиливающий выразительность художественного текста;
* и т.д.[2]
Метод исследования – это совокупность действий, предпринимаемых исследователем для решения поставленной научной проблемы. В лингвистике и литературоведении разработаны специфические методы и приемы анализа, которые должны быть использованы дипломником для решения поставленных в его работе задач.
[1] Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. – 5-е изд. – М., 1897. – С. 534.
[2] Сформулировать задачи помогает предварительный анализ материала, о котором речь пойдет ниже.
[3] Эко Умберто. Как написать дипломную работу: Гуманитарные науки.: Учебно-методическое пособие / Умберто Эко. – М., 2003. - С. 17, 25.
[4] Например: Улуханов И.С. Словообразовательная семантика / И.С.Улуханов. – М.: Наука, 1977; Некрасова Е.А. Языковые процессы в современной русской поэзии / Е.А. Некрасова, М.А.Бакина. – М.: Наука, 1982; Падучева Е.В. Семантические исследования / Е.В.Падучева. – М.: Языки русской культуры, 1996; Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М.Бахтин - М.: Худож. лит., 1975; Лотман Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман - М.: Искусство, 1970; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство-СПб, 1996; Гиршман М.М. Литературное произведение: теория художественной целостности / М.М.Гиршман. – М.: Языки славянской культуры, 2002; Тюпа В.И. Аналитика художественного (введение в литературоведческий анализ) / В.И.Тюпа. – М.: Лабиринт, РГГУ, 2001, и т.п.
[5] Розенталь Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов; Лингвистический энциклопедический словарь / Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова. – М., 1990; Немченко В.Н. Основные понятия словообразования в терминах / В.Н.Немченко. – Красноярск, 1985; Немченко В.Н. Основные понятия морфемики в терминах / В.Н.Немченко. – Красноярск, 1985; Краткая литературная энциклопедия: В 9-ти т. – М., 1967 - 1972; Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И.Тимофеев и С.В.Тураев. – М., 1974; Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987; Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. – М., 1999.
[6] Серия Логический анализ языка; Слово в тексте и словаре: Сборник статей, посвященных 70-летию академика Апресяна. – М.: Языки русской культуры.
[7] Вопросы языкознания; Русский язык в школе; Филологические науки; Русская литература; Вопросы литературы; Новое литературное обозрение; Известия Академии наук: Серия литературы и языка и т.д.
[8] Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы / В.Б.Шкловский. – М., 1961. - С.150
[9] Московская фонологическая школа и Ленинградская фонологическая школа.
[10] Эко Умберто. Указ соч. – С. 77-78.
[11] Правила библиографического описания изложены на с. 27-28 данного методического пособия.
[12] Гущин В.В. Методическое пособие по выполнению и оформлению дипломной работы / В.В.Гущин. – М., 2002. – С. 4-5.
[13] Эко Умберто. Указ соч. – С.146.
[14] Это касается не только языкового материала. Множество пуговиц (пример М.И.Черемисиной), характеризуется существенным разнообразием по цвету, форме, материалу и т.д. Тем не менее, это множество обладает определенным внутренним единством, которое обеспечивается тем, что все входящие в него предметы соответствуют понятию «пуговицы», так как служат для застёгивания.
[15] Бродский И. Сочинения Иосифа Бродского. - СПб, 1999. Т. 5 - С. 131.
[16] Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. – М., 1997. – С. 9.
[17] Гаспаров М.Л. Указ соч. – С. 18.
[18]. Там же. - С. 11.
[19] Там же. - С.17
[20] Бродский И. Указ соч. - С. 135.
[21] Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург – М., 1997. – С. 13.
[22] Ницше Ф. Странник и его тень / Ф.Ницше – М., 1994. – С.316.
[23] Эко Умберто. Указ. соч. – С. 66.
[24] Там же. – С. 67.