Содержание
Введение………………………………………………………………..4
Глава I. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении……………………………7
1.1. Понятие «подростки «группы риска»», их психологические особенности……………………………………………………………………7
1.2. Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении………………………….12
1.3. Особенности психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) учреждении…………………………………………………………………..14
Выводы по I главе…………………………………………………….17
Глава II. Экспериментальная работа по педагогическому сопровождению подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении…………………………..18
2.1. Организация экспериментального исследования………………18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования……...27
2.3. Рекомендации по совершенствованию технологии психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска»………….33
Выводы по II главе……………………………………………………43
Заключение……………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………...47
Аннотация
Тема выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
Объем выпускной квалификационной работы 53 страницы, она содержит 25 таблиц, 50 источников литературы.
Ключевые слова: подростки «группы риска», психолого-педагогическое сопровождение.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются подростки «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. Предмет исследования – процесс психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования.
Первая глава посвящена исследованию теоретических вопросов, в ней раскрываются теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Во второй главе проведен анализ результатов экспериментальной работы по педагогическому сопровождению подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Заключение содержит основные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска».
Введение
Актуальность исследования обусловлена обострением проблем в тех аспектах жизнедеятельности подростка, которые влияют на его психологическое и физиологическое здоровье, что препятствует гармоничному развитию личности ребенка.
Возрастает количество неполных, многодетных, неблагополучных и использующих деструктивные методы воспитания семей. Кроме того, увеличивается число врожденных нарушений психического и физического развития, случаев жестокого обращения с детьми и подростковых суицидов. Перечисленные факторы способствуют нарушению благоприятного хода социализации, что препятствует нормальному развитию ребенка и, как следствие, попаданию их в «группу риска».
Психолого-педагогическое сопровождение подростков «группы риска» как обязательное направление в профессиональной деятельности школьных педагогов-психологов активно стало развиваться только в последнее десятилетие. К настоящему времени еще не разработана универсальная и, что самое главное, эффективная модель психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска».
Для изучения теоретических аспектов данного вопроса нами были проанализированы работы таких специалистов, как Е. А. Леванова, М. Р. Битянова, Б. С. Братусь, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Е.И. Казакова, В.Е. Летунова К. Роджерс, А.Т. Цукерман, Л.М. Шипицына, И.С. Якимская и другие.
Методологической основой исследования является «парадигма сопровождения»[1] М. Р. Битяновой. Сопровождение рассматривается Битяновой, как целостная деятельность практического школьного педагога-психолога, включающая в себя три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
Основываясь на изученной литературе, опыте работы с подростками «группы риска» мы приступили к углубленному изучению проблем психолого-педагогического сопровождения трудных детей на базе специального (коррекционного) учреждения.
Проблема нашего исследования – каков план успешного психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении?
Решение данной проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования: подростки «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Концептуальная идея исследования отражается в следующей гипотезе. Процесс психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в образовательном учреждении будет успешным, если программа психолого-педагогического сопровождения будет основана на индивидуальных и личностных особенностях подростков, относящихся к данной категории.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение индивидуальных особенностей детей группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
3. Разработка практических рекомендаций для оптимального психолого-педагогического сопровождения детей группы риска в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Ведущими методами были: наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа, дискуссия, 16-и факторный личностный опросник Кеттела, методика выявления смысложызненных ориентаций в адаптации А. Н. Леонтьева.
Опытно-экспериментальной базой исследования было выбрано Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи" (МБС(К)ОУ «СКОШ-И для детей с ТНР») в городе Березники, в котором проводилось исследование на выборке из 60 подростков, состоящих на учёте в школьной «группе риска».
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии сущности психолого-педагогического сопровождения, как технологии решения задач развития личности подростка, его обучения и воспитания.
Практическая значимость исследования заключается во включении в технологию психолого-педагогического сопровождения подростков группы риска диагностики, профилактики и предупреждения личностных проблем и трудностей, как обязательных аспектов программы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Список литературы
1. Барсукова Т. Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска» и их семей//Социальная педагогика. - 2003. - №1. - С.70 - 72.
2. Баярд Р. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей / пер. с англ. - М.: Просвещение, 1995.
3. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка. / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко - М.: Моск. Психолого-соц. Ин-т. Воронеж: Издательство "Модек", 2000. - 208 с.
4. Битянова М.Р. Учебное пособие. Организация психологической работы в школе – 1998. – 298 с. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 04.07.2009 – URL: http://annushkaico.ucoz.ru/load/12-1-0-19 (дата обращения: 06.10.2012).
5. Борисова Л. Частный случай конфликта поколений: Подросток и его отношения с родителями // Первое сентября. - 2002. - N 7. - С. 2 - 4.
6. Василькова Ю.В.Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 160с.
7. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. / Учебно-методическое пособие. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.85 с.
8. Воспитательная работа в детском доме и школе – интернате//Социальная педагогика. - 2005. - №3. - С. 88 - 96.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. Научное наследство/Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1984. – 400 с. – (Акад. пед. наук СССР)
10. Гедзь Е., Седеренко Н. Профилактика девиантного поведения подростков: психолог.тренинг внутригруппового взаимодействия // Школьный психолог. - 2004. - N 29. - С. 9 - 24.
11. Дементьева И.Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. - 2002. - №7. - С. 21- 28.
12. Евстешина О.И. Модель реабилитационной работы в условиях социального приюта/О.И. Евстешина, М.С. Белякова//Дефектология. - 2006. - №1. - С. 66 - 71.
13. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М.:ТК Велби, 2006. - 560с.
14. Журавлев Д. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? // Народное образование. - 2003. - N 2. - С. 185 - 192.
15. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка//Социальная педагогика. - 2005. - №1. - С. 81 - 83.
16. Звездина И. Современные тенденции распространенности поведенческих факторов риска среди подростков // Вестник образования . - 2006. - N 1. - С. 68 - 73.
17. Казакова Е.И.. Комплексное сопровождение развития учащихся в образовательном процессе // Международная конференция «Дети группы риска». СПб., 2005, С. 108.
18. Катаева-Венгер А. Трудный возраст: Подростки сегодня: Пособие для учителей и родителей. - М.: Школьная пресса, 2002.
19. Корягина О. Проблемы подросткового возраста: Психолого-педагогическое исследование // Классный руководитель. - 2003. - N 1. - С. 89 - 93.
20. Костарева С. Подростковое одиночество // Школьный психолог. - 2003. - N 38. - С. 4 - 5.
21. Крушельницкая О., Третьякова А. Подросток: физиология и психология // Биология в школе. - 1998. - N 2. - С. 21 - 25.
22. Крылатова Т.А., Современные проблемы психического нездоровья у детей, профилактика, пути преодоления» V научно-практическая конференция «Православная русская школа» в Свято-Алексеевской пустыни. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 13.05.2012 – URL: http://www.verav.ru/common/konf.php?num=236 (дата обращения: 28.12.2012).
23. Кэмпбелл Р. Как любить своего подростка / пер.с англ. - СПб.: Мирт, 1998.
24. Леванова Е. А. Родители и подростки: навстречу друг другу. – М.: «Педагогическая литература», 2010.
25. Лидерс А. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие: для студентов, обучающихся по психолог.специальностям . - М.: Академия, 2001.
26. Лузина Л. Как помочь школьнику в жизненном самоопределении//Воспитание школьников. - 2003. - №10. - С. 24 - 27.
27. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. -269с.
28. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений/Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. - М.: Академия, 2002. - 192с.
29. Методика работы социального педагога/Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост.Г.С. Семенов. - М.: Школьная пресса, 2006. - 96с.
30. Морозов В. Реабилитационная педагогика// Социальная педагогика. - 2008. -№1. - С. 107
31. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред.В.А. Сластенина. - 4-е изд., доп. - М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 200 с.
32. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
33. Психология подростка: Учебник / ред. А.Реан. - СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2004.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.
35. Реан, А.А. Семьи и дети группы риска. // Беспризорник. / А.А. Реан. - СПб.: 2004. №3. С.75.
36. Ризванова Е. Кто поможет подростку в семье: психологическое исследование // Воспитание школьников. - 2005. - N 4. - С. 44 - 51.
37. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска/ Л.Я.Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф.Дементьева. - М.: Академия, 2002. - 256с.
38. Опросник Р.Кетелла [Электронный ресурс]. Дата обновления 07.08.2011 – URL: http://azps.ru/tests/16pf.html (дата обращения: 17.01.2013).
39. Осмоловская И. Как помочь детям группы риска адаптироваться к школе//Начальная школа. - 2001. - №12. - С. 55 - 57.
40. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка / под ред. Е.И. Казаковой и Л.М. Шипицыной. - СПб., 1998. С. 245.
41. Селиванова О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми группы риска/О.А. Селиванова, В.В. Фалько//Педагогика. - 2006. - №6. - С. 58 - 62.
42. Сидорова Л. Дети «группы риска»: помощь, поддержка, защита//Социальная педагогика. - 2003. - №2. - С. 98 - 100.
43. Скворцов В.А. К проблеме конфликтов и психологической дезадаптации «группы риска»//Мир психологии. - 2005. - №2. - С. 156 - 158.
44. Словарь по социальной педагогике:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В.Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368с.
45. Социальная педагогика:Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2000. - 416с.
46. Социально – трудовая реабилитация детей и подростков//Социальная педагогика. - 2006. - №3. - С. 63 - 67.
47. Справочник социального педагога: 5-11классы/Авт. - сост.Т.А.Шигковец. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 336с.
48. Степанов П. Подростки: Специфика возраста - специфика воспитания // Народное образование. - 2006. - N 8. - С. 212 - 219.
49. Сушкова Ф. Диалог на уроке - залог успеха в воспитании и обучении школьников группы риска//Воспитание школьников. - 2005. - №2. - С. 39
50. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, от 23.12.2002 N 919, от 01.02.2005 N 49, от 18.08.2008 N 617, от 10.03.2009 N 216). [Электронный ресурс]. Дата обновления 16.07.2011 – URL: http://omczo.org/publ/385-1-0-2248 (дата обращения: 15.10.2012).
51. Федеральный закон №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации" от 24.07.1998 г. [Электронный ресурс]. Дата обновления 17.10.2012 – URL: http://www.sos-ru.info/zakon/zakon_zakon_garantii124.shtml (дата обращения: 22.03.2013).
52. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272с.
53. Шульга Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска//Социальная педагогика. - 2005. - №2. - С. 35 - 39.
54. Этот беспокойный подросток: Тема номера // Школьный психолог. - 2005. - N 1. - Весь номер