ПЛАН
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Психологические особенности музыкального восприятия у детей………5
2. Специфика детской музыки как жанра……………………………………....9
3. Современная детская музыка………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………................16
Список литературы……………………………………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ
Принципиальная перестройка жизни общества на базе современных экономических, социальных и политических изменений со всей необходимостью обуславливает возрастание роли музыкального воспитания и образования как важного фактора формирования гармонически развитой личности.
Одна из центральных задач современной музыкальной педагогики – поиск средств и приемов интенсификации развития музыкальных способностей. Готовность к восприятию художественных произведений музыкального искусства, "вживание" в интонационный мир осуществляется путем освоения музыкального языка. Композиторы разных эпох внесли свой вклад в дело воспитания юных слушателей, создав большую художественно значимую литературу для детей. В ней с тонкой педагогической интуицией воплощены задачи музыкально-творческого развития детей.
Но, при всем бесконечном уважении и любви к классикам русской и зарубежной музыки, мы не должны забывать, что каждая эпоха находит свое воплощение в современных ей произведениях. Поэтому, наряду с произведениями прошлого, в воспитании музыкально грамотного слушателя и исполнителя важное место всегда отводилось современному искусству. На первый взгляд, здесь не может быть никаких затруднений. Ведь дети с самого своего рождения окружены современной музыкой, которая звучит на концертной эстраде, по радио, телевидению, в аудиозаписях. Однако, как показывает практика педагогов, если, обучая ребенка музыке, "упустить" время и обратиться к современным произведениям не с самого начала его музыкального воспитания, то эта сфера музыкального искусства воспринимается детьми с большими трудностями.
Особенности восприятия современных произведений определяются, прежде всего, спецификой музыкального языка, средствами его художественной выразительности. Как показывают наблюдения, "замедленная" подготовка детей к исполнению и слушанию современной музыки часто исходит от педагога, стремящегося воспитывать музыкальный вкус ребенка на примерах, прежде всего, классического искусства. Однако, как справедливо подмечено педагогом Л. А. Баренбоймом, "без практического усвоения разных по стилю образцов музыкальной классики не понять и современной музыки. С другой же стороны, без знания современной музыки не найти и убедительной для современного восприятия трактовки музыкальной классики" [4, с. 204].
Начальный этап общего и профессионального музыкального воспитания не обходится без так называемой "детской музыки", то есть написанной с расчетом на возможности детского восприятия и исполнения. Изменения в окружающем мире находят отражение и в детской музыке, поскольку она, как и искусство в целом, является отражением действительности. Однако в музыкальной педагогике проблема специфики восприятия детской музыки в целом и современной детской музыки в частности пока не нашла глубокого исследования.
Музыкальное восприятие современной психологической наукой рассматривается как процесс, в основе которого лежит способность переживать музыкальное содержание. Педагогика считает возможным формировать музыкальное восприятие в процессе слушания и анализа средств музыкальной выразительности. При этом, как отмечает Е. Критская, средства музыкальной выразительности становятся предметом музыкальной деятельности, а их знание – целью музыкального образования [13].
Роль детской музыки в эстетическом воспитании ребенка, значение средств музыкальной выразительности в восприятии художественного образа, а также недостаточная научная изученность указанных аспектов музыкального образования и воспитания младших школьников определили актуальность выбора темы работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. – СПб., 2009.
2. Асафьев Б. В. Памяти Анатолия Константиновича Лядова / В кн.: Б.В.Асафьев. Избр. Труды, т. 2. – М., 2010.
3. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л., 1968.
4. Баренбойм Л. О музыкально-педагогическом репертуаре // За полвека очерки статьи материалы. – СПб., 2009.
5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2011.
6. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 2012.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 2013.
8. Гаккель Л. "Микрокосмос" Белы Бартока // Вопросы фортепианной педагогики: / Сб. статей под ред. В. Натансона. Вып. 4.- М., 2011.
9. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух / Музыкально-педагогическая подготовка учителя. – М., 2010.
10. Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие. – М., 2009.
11. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. – М., 2012.
12. Кремлев Ю. Вопросы музыкальной эстетики. – М., 2010.
13. Критская Е.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 2009.
14. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону, 2012.
15. Нестьев И. Сергей Прокофьев – М., 2011.