Оглавление
Введение: обоснование темы, причина выбора темы, цели и задач темы, использованные источники и литература, методы и подходы.
Глава I. Оптина пустынь XIX начала ХХ века, традиции оптинского старчества.
Глава II. Жизнеописание схимонаха Иоасафа (Моисеева).
§1. Детство, уход в Оптину пустынь.
§2. Оптинский период.
§3. Исповедничество веры: тюрьмы и лагеря.
§4. Грязинский период.
§5. Кончина.
§6. Обретение и перенесение останков.
Глава III. Отношение схимонаха Иоасафа с современными ему подвижниками: преп. Севастиан, оптинские новомученники и исповедники, преп. Кукша Одесский, подвижническая традиция 40-70-х гг. в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях.
Глава IV. Письменное наследие схимонаха Иоасафа.
Глава V. Свидетельства о современной помощи схимонаха Иоасафа.
Глава VI. Заключение. Вопросы возможной канонизации схимонаха Иоасафа.
Глава VII. Список источников и литературы.
Глава VIII. Приложения
Введение.
Схимонах Иоасаф (Моисеев) – один из великого множества подвижников и исповедников веры христовой, чья жизнь проходила в тяжелое время гонений XX века. Весь его жизненный путь состоял из испытаний, трудностей, заключений, ссылок – все это испытали тысячи и тысячи верующих в Бога людей советского времени.
Сегодня известно, что в каждом городе, каждом селе, в любом уголке России были люди, которые пострадали, стали исповедниками, светильниками веры для многих людей в дни безбожия.
«Русский народ…, всякий возраст, всякое сословие, всякий край Руси дали новых страстотерпцев. Вся Русь залилась мученической кровью, она вся осветилась ею», - как говорил в своей проповеди святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Сан - Францисский.[1].
Некоторые из этих святых хорошо известны, они прославлены Церковью, составлены их жизнеописания, изучается их духовное наследие, но многие из них малоизвестны нам.
Именно поэтому сейчас мы обращаемся к изучению их жизни, пытаемся дать правильную оценку этого сложного периода истории нашей страны.
Труд по изучению жизненного пути и духовного наследия местных подвижников веры сложен, но он позволяет узнать отдельные жизнеописания удивительных героев духа, а вместе с тем открывает правильный взгляд на картину духовной жизни России всего ХХ века.
В изучении жизни местночтимых подвижников оказывает большую помощь то, что еще живы люди, лично знавшие исповедников веры, доступны материалы воспоминаний, писем.
Причина выбора именно этой темы дипломной работы в том, что в настоящее время нет наиболее полной и достоверной информации об оптинском схимонахе Иоасафе (Моисеевом); сведения о нем незначительны, порой противоречивы, содержат неточность, разрознены по периодическим изданиям.
Необходимо отметить, что основные сведения о схимонахе Иоасафе (Моисеевом) дошли до нас благодаря воспоминаниям его келейницы схимонахини Николаи (Лякиной). В настоящей работе были использованы как известные ее воспоминания, вошедшие в книги о старце, так и неизвестные, ранее не публиковавшиеся.
Другой источник – воспоминания людей, знавших старца. Это в первую очередь сведения родственников схимонахини Николаи (Лякиной) - монахини Амвросии (Волковой) и других. Сохранились рассказы о старце тех людей, для которых он был духовным наставником, которые принимали монашество по его совету. В дипломной работе собраны также воспоминания людей, которые только однажды встречали отца Иоасафа, рассказы священнослужителей, письма о нем.
Тираж книг, посвященных отцу Иоасафу, невелик. Наиболее известными являются книги: иеромаха Нестора (Кумыш) « Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы», книга Задонского монастыря «С Крестом и Евангелием», статьи в Оптинских альмонахах, статьи Макеева Н.В.
Поэтому цель работы - составить наиболее полное жизнеописание старца, используя ранее не опубликованные сведения, материалы частных архивов, воспоминания о нем людей лично знавших его.
Задачи работы заключаются в попытке составления наиболее полного жизнеописания, освобожденного от неточностей, что в дальнейшем могло бы помочь работе по канонизации схимонаха Иоасафа.
Методология этой работы является традиционной для составления жизнеописаний и биографической литературы. Было проведено изучение и систематизация всех материалов по данной теме, применялись методы сбора и анализа материалов, метод опроса, взаимопроверки фактов.
[1]Испытание верности Богу// Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.- 2007, Выпуск первый.- С. 51.
[2] Филарет (Дегтярев), иеромонах. Оптина пустынь// Духовный Собеседник. Журнал Самарской епархии Русской Православной Церкви. -1998,№4(16).- С. 57.
[3] Филарет (Дегтярев), иеромонах// Оптина пустынь. Духовный Собеседник. Журнал Самарской епархии Русской Православной Церкви.- 1998,№4(16).- С. 72.
[4] Концевич. И.М.Оптина Пустынь и ее время.- Библиотека Фронтистеса- http://ksana-k.narod/book/optina/08.htm
[5] Смолич И.К. Русское монашество. - Церковный научный центр православная энциклопедия-http://www.sedmitza.ru/text/436420.htmt.
[6] Оптинский патерик. Издательство Саратовской епархии.- Саратов,2006.- С. 15.
[7] Рукопись собственных воспоминаний монахини Ксении (Тамбовская область)
[8] Рукопись собственных воспоминаний монахини Ксении (Тамбовская область)
[9] Рукопись собственных воспоминаний монахини Ксении (Тамбовская область)
[10] Макеев Н.В.Краткое жизнеописание схимонаха Иоасафа Оптинского, написанное по воспоминаниям хорошо знавших его людей// Газета «Отчий край».-1994, № 8(13).-С.12.
[11] Рукопись собственных воспоминаний монахини Ксении (Тамбовская область)
[12] Нестор (Кумыш), иеромонах. Жизнеописание схимонаха Иоасафа (Моисеева)//Святыня под спудом. Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.- 2009.- С.221
[13] Макеев Н.В. Схимонах Иоасаф Оптинский жил в Грязях//Газета «Грязинские известия».- 2000,№ 59(9961).
[14] Нестор (Кумыш), иеромонах. Жизнеописание схимонаха Иоасафа (Моисеева) //Святыня под спудом. Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.-2009.- С.221
[15] Макеев Н.В. Краткое жизнеописание схимонаха Иоасафа Оптинского (рукописи)
[16] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб. :Сатис ,2002.-С. 8-10.
[17] Нестор (Кумыш), иеромонах. Жизнеописание схимонаха Иоасафа (Моисеева) //Святыня под спудом. Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь. Оптина пустынь.- 2009.- С.-224.
[18] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы.–СПб.: Сатис, 2002.-С. 10-11
[19] Нестор (Кумыш), иеромонах. Жизнеописание схимонаха Иоасафа (Моисеева) //Святыня под спудом. Оптинский альманах Введенский ставропигиальный мужской монастырь. Оптина пустынь.-2009.- С.229.
[20] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,- 2002.-С. 11-13
[21] Оптинский патерик. Издательство Саратовской епархии. Саратов.-2006.- С. 135.
[22]Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.: Сатис, 2002.-С. 13-16.
[23] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-С. 16-20.
[24] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-С. 20-21.
[25] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-С. 21-27.
[26] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-с. 27-28.
[27] Нестор (Кумыш), иеромонах. Жизнеописание схимонаха Иоасафа (Моисеева) //Святыня под спудом. Оптинский альманах Введенский ставропигиальный мужской монастырь. Оптина пустынь.- 2009.- с.-226.
[28]Воспоминания схимонахини Николаи (Лякиной Марии Яковлевны) Дополнительные материалы к книге «Жизнеописание схимонах Иоасафа. Сказание Снетогорской схимницы».- Псков, 2005.
[29]Девятова С. Старец Иоасаф (Моисеев)// Журнал «Путь Исихастов».- 2005,№ 31 (194).
[30] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-с. 29.
[31]
Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-с. 29-31.
[32]Воспоминания схимонахини Николаи (Лякиной Марии Яковлевны) Дополнительные материалы к книге «Жизнеописание схимонах Иоасафа. Сказание Снетогорской схимницы».- Псков, 2005.
[33] Макеев Н. В. Краткое жизнеописание схимонаха Иоасафа Оптинского// Воронежский епархиальный вестник.- 1995,№ 3-4(47-48).-с.41-43.
[34] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.: Сатис,2002.-с. 31-33.
[35] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.: Сатис,2002.-с. 33-34.
[36] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб. Сатис,2002.-с. 34-36.
[37] Дополнительные материалы к книге «Жизнеописание схимонах Иоасафа. Сказание Снетогорской схимницы».- Псков, 2005.
[38] Дополнительные материалы к книге «Жизнеописание схимонах Иоасафа. Сказание Снетогорской схимницы».- Псков, 2005.
[39] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатис,2002.-с. 40-41.
[40]С Крестом и Евангелием. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь.- 2008.- с.448.
[41] С Крестом и Евангелием. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. - 2008 .- с. 445.
[42] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.:Сатись,2002.-с. 36-40.
[43] Воспоминания игумении Людмилы (Рапорт архимандриту Венедикту)
[44] С Крестом и Евангелием. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. -2008.- с . 265-266.
[45] Нестор (Кумыш) ,иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.Сатис,2002.-с. 41-43.
[46] Нестор (Кумыш), иеромонах. Жизнеописание схимонаха Иоасафа(Моисеева )//Святыня под спудом. Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.- 2009.- с.-230.
[47] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.Сатис,2002.-с. 43-45.
[48] Житие схимонаха Иоасафа (рукопись Макеева Н.В., 1994)
[49] Нестор (Кумыш), иеромонах. Оптинский старец Иоасаф. Воспоминания келейницы. –СПб.Сатис, .2002.-С.47.
[50] Рапорт протоиерея Алексия Богодеева (из материалов к канонизации святителя Антония Смирницкого)
[51]В Липецкой области обретены останки схимонаха Иоасафа (Моисеева)//Православие RU. Интернет-журнал. 2005-http;//www.pravoslavie.ru/jurnal/15362.htm
[52] Уйду в Оптину// Информационный православный вестник.- М.,- 2008.- С. 4.
[53] Испытание верности Богу// Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. - 2007, Выпуск первый.- С.102.
[54] Карагандийский старец преп. Севастиан.- М., Паломник, 2002.- С. 12.
[55] Жизнеописание преп. Кукши (Величко) исповедника. Подвижники благочестия ХХ века.-М.: Народная библиотека, 1995.- С.6.
[56] С любовью к людям. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. - С. 9.
[57] Мичуринская подвижница схимонахиня Серафима.- Тамбов,2006.- с. 9.
[58] Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец.- Липецк,2007.- с. 115.
[59]Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец.- Липецк,2007.- с. 117.
[60] Испытание верности Богу// Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. – 2007, Выпуск первый.- С.118.
[61] Испытание верности Богу// Оптинский альманах Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь.- 2007, Выпуск первый.- С.51
[62]Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдания…Автобиография.- М., Издательство им. Св. Игнатия Ставропольского,2003.- с. 12.
[63] Испытание верности Богу// Оптинский альманах. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. - 2007, Выпуск первый.- С.104.