ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В условиях социально-экономической нестабильности общества особую остроту и актуальность приобретают вопросы социальной защиты населения.
Одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения на сегодняшний день, является студенчество, или, другими словами, учащаяся молодежь.
Молодежь представляет собой большую социальную группу населения России. Она занимает маргинальное положение: это уже не дети, но еще и не элемент устоявшихся социальных групп общества. Молодой человек как личность формируется в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества, что обусловливается самой сущностью человека как общественного существа. Вопрос в том, может ли современное общество с его непредсказуемой социально-политической ситуацией создать объективные реальные возможности реализовать ценные качества, интересы и запросы молодых людей, в состоянии ли оно сохранить сформированный жизнеспособный потенциал современной молодежи. Для наиболее полного ответа на этот вопрос необходим анализ не только сегодняшнего состояния социальной системы нашего государства, но и опыт прошлых поколений, который может быть использован в реформировании системы социальной защиты.
Одним из основных условий подготовки молодого человека к трудовой деятельности, безусловно, является образование. С одной стороны, стремление получить высшее образование, в какой-то мере определяет интеллектуальный потенциал современной молодежи и позволяет достичь некоторых материальных благ. С другой стороны молодые люди, сидящие за школьными партами и в вузовских аудиториях, в недалеком будущем станут во главе государства, будут определять судьбу своей страны и мирового развития. Поэтому государство не может и не должно быть равнодушным к вопросам жизни и быта студентов. Как бы учащиеся ни проявляли своих физических, творческих сил и возможностей, им необходима хотя бы незначительная, но постоянная материальная поддержка со стороны государственных социальных служб, органов по делам молодежи и т.п. Здесь действует принцип обратной связи: сегодня «накорми» студента, завтра студент «накормит» страну.
Вопросы социальной поддержки студенческой молодежи весьма актуальны и находятся сейчас в центре внимания государства. Они нашли отражение в работах российских ученых-политологов, социологов, историков. Так, доктор исторических наук «МАТИ»-РГТУ им. К.Э. Циолковского В. Змеев в своей статье «Высшая школа России: XVIII век» говорит о создании первых отечественных высших учебных заведений, связывая это с петровской модернизацией России, которая привела к созданию новых отраслей в хозяйстве, здравоохранении, государственном управлении и других сферах [13]. Новые отрасли требовали значительного числа специалистов, способных занять новые должности, что и привело к вопросу о создании полноценных учебных заведений. В работе Змеева – краткая хронология образования первых ВУЗов на всем протяжении XVIII века.
Государственным учебным заведениям высшего образования на рубеже веков посвящена работа А.Е. Иванова «Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской Империи. Конец XIX – начало XX века» [14]. Доктор исторических наук и ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, Иванов в своей работе акцентирует внимание на популярных студенческих организациях того времени, так называемых организациях «самопомощи», представленных в виде студенческих кооперативов. Автор подробно описывает создание, структуру, типы и судьбу наиболее известных студенческих кооперативов, появившихся на волне корпоративного движения, вдохновителями которого являлись В.Ф. Тотомианц, Н.Левицкий, профессор И.Х. Озеров.
Современный этап развития системы государственной социальной защиты учащейся молодежи – объект исследования таких ученых как В.Г. Кинелев, А.М. Осипов, В.А. Медик.
Академик Кинелев, некогда возглавлявший Государственный комитет РФ по высшему образованию в книге «Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России» анализирует не только сегодняшнее состояние российской высшей школы, он подробно останавливается на исторических этапах развития образования в России, рассуждает о будущем, связывая грядущие проблемы образования с переходом России на новый «рыночный» путь развития[17].
В работе «Университетское студенчество» Медика и Осипова, основанной на исследованиях в Новгородском государственном университете им. Я. Мудрого, освящены актуальные проблемы формирования студенческого коллектива как социальной группы, факторы поведения современных студентов в быту и сфере здоровья[25]. Теоретическое обоснование исследований дополнено практически в виде Приложений, содержащих статистические таблицы.
Проблема социальной защиты студентов рассматривается в широком и узком смысле слова. Социальная защита в узком смысле слова – это социально-бытовое и материальное обеспечение, то есть обеспечение студента: стипендией, общежитием, организацией питания, медицинского обслуживания, а также - программы реабилитации здоровья, целевые направления на учебу из ведомств с целью последующего трудоустройства на данном предприятии, стипендии, повышенные стипендии за отличную успеваемость, организация практики, досуг; в широком смысле – обеспечение высокого качества учебного процесса, как главного средства повышения конкурентоспособности на рынке труда. Вместе эти факторы формируют социальное самочувствие студента – состояние, возникающее в результате восприятия и оценки социальным субъектом соответствия между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей. Сегодня социальное самочувствие студента неудовлетворительное по многим причинам главная из которых – рыночные отношения. Изменения на рынке труда привели к серьезным проблемам сокращения рабочих мест и нарастания безработицы, «выбросив» выпускников за пределы социальных гарантий. Сейчас студенту приходится самостоятельно решать проблему оплаты учебы, жилья, чтобы позднее, с государственным дипломом о высшем образовании практически не иметь шансов найти работу по специальности.
А значит сейчас защитить студента – прежде всего, помочь ему получить глубокие знания, сформировать организаторские способности и воспитать дух предприимчивости, т.е. решить проблему адаптации молодого человека в сложных процессах рыночной экономики.
Активная работа по улучшению социального положения учащейся молодежи ведется. Разрабатываются федеральные целевые программы и проекты, целью которых является создание правовых, социально-экономических условий для гражданского становления, реализации потенциала студенческой молодежи, поддержки студенческих объединений. Эти программы уже имеют свои положительные результаты. Растет число персональных стипендий студентам российских ВУЗов, отличившимся в той или иной научной области. Увеличивается и размеры бюджетного финансирования учреждений образования, а именно затрат на капитальный ремонт учебных корпусов, общежитий, санаториев-профилакториев, обеспечение мероприятий по оздоровлению и летнему отдыху студентов, улучшению условий их обучения и проживания
Не ушли в прошлое профсоюзные студенческие организации, среди главных целей которых – защита социально-экономических и иных прав студентов, улучшение их материального положения и повышение жизненного уровня, а также общественный контроль над соблюдением в вузе законодательных и нормативных правовых актов, касающихся студенческих льгот.
Социальная защищенность – бесплатное обучение, гарантированное государственное распределение на работу по окончании вуза, программы реабилитации здоровья, целевые направления на учебу из ведомств с целью последующего трудоустройства на данном предприятии, стипендии, повышенные стипендии за отличную успеваемость, организация практики, досуг, общежития – сейчас актуальная проблема, которую необходимо решать.
Учитывая актуальность проблемы, мы определили тему работы: Социальная работа со студентами в России в условиях современного вуза
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – теоретическое обоснование и практическая реализация технологий социальной работы со студентами в условиях современного вуза
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ– проблемы студентов в условиях современного вуза
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – пути решения проблем студентов
В соответствии с целью исследования поставлены следующие
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Изучение и критическое осмысление литературы и нормативно-правовой базы по проблеме исследования.
2. Выявление особенностей исторического становления социально работы с учащейся молодежью в России.
3. Определение понятийного аппарата исследования и теоретических основ социальной работы со студентами.
4. Выявление и описание технологий социальной работы со студентами.
5. Проведение констатирующего эксперимента.
6. Апробация отдельных технологий социальной работы со студентами на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Псковский Государственный Педагогический Университет им. С.М Кирова».
7. Определение выводов исследования.
8. Разработка методических рекомендаций для социальных работников по теме исследования.
9. Графическое оформление результатов исследования.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: социальная работа со студентами будет эффективной, если:
- будет изучаться и анализироваться исторически накопленный опыт социальной работы со студентами;
- будет проводиться социальная диагностика и выявление наиболее актуальных проблем студенчества;
- будут разрабатываться технологии социальной работы адекватные потребностям студентов;
- применяемые технологии будут обеспечены необходимыми ресурсами (финансовыми, кадровыми, социально-психологическими).
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. теоретический анализ;
2) анализ документов;
3) анкетирование;
4) анализ продуктов деятельности.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Псковский Государственный Педагогический Университет им. С.М Кирова».
Количество участников – 115 , из которых:
обучающихся на очных отделениях факультетов с I по IV курс- 115:
студентов естественно-географического Факультета – 25,
студентов факультета образовательных технологий – 28,
студентов филологического факультета – 30,
студентов физико-математического факультета – 32 (в том числе мужчин – 13%, женщин – 87%).
Исследование проводилось с 2005 по 2009 год.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: теоретическое обоснование и систематизация материала по проблеме исследования.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования заключается в разработке материалов по диагностике проблем студенческой молодежи, методических рекомендаций, технологий - инновационный проект по темам – «Молодежь за здоровый образ жизни», «Студенческая семья – будущее России», программы тренинговых упражнений «Веревочный курс».
СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балыхин Г.П. Стипендия от заказчика // Высшее образование в России. – 2002. - №2. – С. 12 – 16.
2. Балыхин Г.А. Современный этап модернизации российского образования и проблемы развития студенческого движения //Вестник молодежной политики. – Специальный выпуск. – С. 8-11.
3. Балыхин Г.А. Современный этап модернизации российского образования и проблемы развития студенческого движения //Вестник молодежной политики. – 2004. - № 5-6. – С. 7 – 11.
4. Баринов С.В. О практике организации занятости студентов в период летних каникул // Официальные документы в образовании. – 2005. - № 32. – С. 45 – 47.
5. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
6. Большая Советская Энциклопедия: в30 т. /Гл. ред. А. М. Прохоров. – 3-е изд.- М.: Советская Энциклопедия, 1976. – Т. 25 Струнино – Тихорецк. – 600 с.
7. Борисов Б.Ю. Попечительский совет Псковской Мариинской женской гимназии // Псков. – 2004. - № 21. – С. 105 – 107.
8. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – Том XIII-А (т. 26). – С. 926
9. Васильева Е.Ю. Система содействия трудоустройству выпускников //Вестник высшей школы. – 2009. - № 4. – С. 34 – 39.
10. Владимиров Л.И, Всеобщая история книги. М.,1988. С. 5.
11. II Всероссийский студенческий форум. Томск, 17 – 18 ноября 2004 г. // Вестник молодежной политики. – 2004. - № 5-6. – С. 3 – 7.
12. Елфимова Н.В. Социальная помощь студенчеству в дореволюционной России // Российский журнал социальной работы. – 1995. - №2. – С.36 – 39.
13. Заключение на проект федерального закона № 425229-4 «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» в части финансирования расходов на образование и науку. Информация Комитета Госдумы по образованию и науке //Официальные документы в образовании. – 2007. - № 15. – С. 63.
14. Змеев В. Высшая школа России: XVIII век // Высшее образование в России. – 2002. - № 3. – С. 132 – 140.
15. Иванов А.Е. Студенческая «самопомощь» в высшей школе Российской империи. Конец XIX – начало XX века // Отечественная история. – 2002. - № 4. – С. 35 – 50.
16. Иванова Ю. Работающий студент или учащийся работник? // Вестник молодежной политики. – 2005. - №12. – С. 48.
17. Илясов Е. П. Взаимодействие вузов и работодателей в условиях развития рыночных отношений в экономике и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия гуманитарные науки. – 2008. – Т. 150. – Кн. 4. – С. 208 – 221.
18. История образования педагогической мысли за рубежом и в России. – М.:ACADEMIA, 2001. С. 68.
19. Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. – М.: Республика. – 1995. – 328 с.
20. Кондакова Ю.Н. Ценностные ориентации молодежи как фактор ее гражданского становления //Образование и общество. – 2008. - № 3. – С. 39 – 42.
21. Котельникова Н.И. Психосоциальная работа с женщинами в условиях группового взаимодействия: Научно-методическое пособие / Н.И. Котельникова, Н.А. Рыбакова. – Псков: ПГПИ, 2003. – 176 с.
22. Кузина С. Ориентация на труд, а не на безработицу //Государственная служба. – 2009. – № 2. – С. 22 – 25.
23. Кузьмин К.В., Сутырин Б.А. История социальной работы за рубежом и России (с древности и до начала XX века): Учебное пособие. – М.: Академический Проект; Трикста. – 2005. – 264 с.
24. Кулиш В.В. К характеристике исторической памяти учащейся молодежи // Образование и общество. – 2008. - № 3. – С. 42 – 46.
25. Култыгин В.П. О психологических аспектах политической работы с молодежью. – М.: Мысль - 1990 – С. 3.
26. Лобанова Е.Э. Информационное обеспечение деятельности служб содействия занятости выпускников учреждений профессионального образования // Образование и самообразование. – 2009. - № 3. – С. 79 – 86.
27. Медик В.А. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье /В. А. Медик, А. М. Осипов. – М.: Логос. – 2003. – 200 с.
28. Медик В.А., Осипов А.М. Социальные предпосылки формирования студенчества //Образование и общество. – 2007. - № 1. – С. 49 – 57.
29. Международная декларация в отношении молодежи. Принята Международной федерацией социальных работников (МФСР) // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2008. - № 4. – С. 56 – 61.
30. Миронов Б. Ученость – вот чума, ученость – вот причина… Культурный капитал России за 100 лет // Родина. – 2006. - № 3. – С. 2 – 8.
31. Михайлова В. В. Психологическая обусловленность житейских проблем студентов: автореферат диссерт. к.п.н. – СПб., 2001. – 25 с.
32. Народное образование в России. Исторический альманах. – М.: народное образование. – 2000. – 400 с.
33. Никулина О.М. Демографические характеристики молодежи // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - № 2. – С. 17 – 19.
34. Об антикризисных мерах // Официальные документы в образовании. – 2009. - № 13. – С. 68 – 73.
35. Образование в Псковской области. Статистический сборник /Псковстат. – Псков, 2007. – 82с. (Приложение 1).
36. Об утверждении лучших проектов, направленных на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и ее приоритетными направлениями (приказ Минобрнауки России от 31.10.07 № 293) // Вестник образования России. – 2007. - № 23. – С. 22 – 24.
37. Об учреждении персональных стипендий имени Д.С. Лихачева для студентов высших учебных заведений Р.Ф.: Постановление правительства Р.Ф. (с приложением) // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 12. – С. 66 – 67.
38. Об утверждении Примерного положения о студенческом отряде (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.09.02 № 3216) // Вестник образования России. – 2002. - № 24. – С.43-60.
39. Об утверждении форм документов, необходимых для реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 «О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию». Приказ Минобрнауки России (с приложениями 1-3) (начало) // Официальные документы в образовании. – 2008. - № 4. – С.27 – 38.
40. Об учреждении персональных стипендий имени Д.С. Лихачева для студентов высших учебных заведений Р.Ф.: Постановление правительства Р.Ф. (с приложением) // Официальные документы в образовании. – 2002. - № 12. – С. 66 – 67.
41. О государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов. Протокол заседания Правительственной комиссии по делам молодежи (Извлечение) // Официальные документы в образовании. – 2003. - № 30. – С. 66 – 71.
42. О Государственном Комитете Российской Федерации по делам молодежи (постановление Правительства РФ от 27.10.07 № 706) // Вестник образования России. – 2007. - № 23. – С. 22 – 24.
43. Ожегов С. И. Словарь русского языка /Под ред. чл.-кор. АНСССР Н. Ю. Шведовой. – 23-е изд., испр. – М.: Русский язык, 1990. – 917с.
44. О межведомственной программе «Студенчество России (2004 – 2008 годы)». Информация Минобразования России // Официальные документы в образовании. - 2003. - №35. – С. 3 – 18.
45. О новом типовом положении о стипендиальном обеспечении студентов: Письмо Минобразования России (с приложением) // Официальные документы в образовании. – 2002. - №9. – С.3 – 9.
46. О поддержке студенчества //Администратор образования. – 2009. - № 9. – С. 57 – 58.
47. О проведении Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие (студенческий городок) в 2008 году //Бюллетень Министерства образования и науки Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. – 2008. - № 11. – С. 43 – 63.
48. О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию (постановление Правительства РФ от 23.08.07 № 534) //Вестник образования России. – 2007. - № 19. – С.9 – 1 О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Приказ Рособразования от10.10.2007 № 1898 (с приложением) //Официальные документы в образовании. – 2007. - № 32. – С. 51 – 56.
49. О реализации решения коллегии Минобразования России «О межведомственной программе «Студенчество России (2004 – 2008 годы)». Приказ Минобразования России (с приложениями) // Официальные документы в образовании. – 2004. - № 12. – С.3 – 28.
50. Осипов А. М., Социально-экономическое положение и образ жизни российского студенчества //Образование и общество. – 2007. - № 6. – С.64 – 74.
51. О справке для получения государственной социальной стипендии. Письмо Минтруда России // Официальные документы в образовании. – 2002. - №9. – С. 9 – 10.
52. О стипендиях Президента Российской Федерации для студентов вузов // Официальные документы в образовании. - № 20. – 2008. – С.68 – 70. (Приложение 5).
53. Официальные документы в образовании: информационный бюллетень. – № 35. – декабрь – 2003. С. 3
54. Павловская А.В. Образование в России: история и традиции. Монография. – М.: ОЛМА-ПРЕСС. – 2003. – 383с.
55. Примерное положение о первичной профсоюзной организации студентов образовательного учреждения высшего профессионального образования // Официальные документы в образовании. – 2001. - №36. – С.47 – 63.
56. Примерное положение о студенческом общежитии федерального государственного образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации, подведомственного Федеральному агентству по образованию //Официальные документы в образовании. – 2007. - № 25. – С.8-53.
57. Приказ Минобрнауки России от 01.10.2007 № 267* приложения 4 – 7 //Официальные документы в образовании. – 2008. - № 5. – С.20 – 40.
58. Поповичева Н.Е. Проблема трудоустройства молодежи. Методы решения //Образование и общество. – 2008. - № 4. – С. 63 – 66.
59. Резолюция III Всероссийского студенческого форума (6 – 7 ноября 2007г., Краснодар) // Официальные документы в образовании. – 2008. - № 3. – С.4 - 10.
60. Рыжикова Л. В. Жизненные планы молодежи в контексте формирования здорового образа жизни //Образование и общество. – 2008. - №2. – С.63 – 66.
61. Сазонов Б., Сазонова Ю. Финансовая поддержка студентов: франчайзинговая модель //Высшее образование в России. - № 6. – С.85 – 89. (Приложение 6).
62. Социальная работа: Введение в профессиональную деятельность: учеб. пос./Отв. ред. проф. А. А. Козлов. – М.:Логос, 2004. – 368с.
63. Социальная работа с молодежью: Учеб. пос./Под ред. д.п.н., проф. Н. Ф. Басова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 328 с.
64. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ // Официальные документы в образовании. – 2007. - № 2. – С.4 -22.
65. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие /С.И. Григорьев, Л.Г.Гуслякова, В.А. Ельчанинов и др. – М.: Наука, 1994. – 185с.
66. Уланов В.В. Как самочувствие, студент?//Высшее образование сегодня. – 2006. -№ 9. – С.28 – 32.
67. Фирсов М.В. История социальной работы в России: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 1999. – 256с.
68. Хаярова Л.Р. Социально-психологические методы первичной профилактики наркомании в студенческой среде //Отечественный журнал социальной работы. – 2004. - № 2. – С.19 – 24.
69. Шадрина О.В. Правовой статус студентов высших учебных заведений //Ежегодник Российского образовательного законодательства. Том 2. – 2007. – С.110 – 127. (Приложение 2).
70. Шакирова Н.М. Нормативно-правовое обеспечение образования: учебно-методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2007. – С. 131.
71. Шаламова Л.Ф. Студенческая молодежь и государственная молодежная политика /Л.Ф. Шаламова, А.Ю. Ховрин //Социально-гуманитарные знания. – 2007. - № 4. – С.112 – 129.
72. Шишигина Т.Р. Модели вузовской службы содействия занятости и трудоустройству //Высшее образование в России. – 2009. - № 1. – С.111 – 119.